Электросамокат по ПДД – мопед или пешеход?
Формально электросамокат мощностью более 250 ватт (а это почти все самокаты на рынке, включая самокаты из сервисов проката) по ПДД можно приравнять к мопеду – в определении мопеда нет признаков, по которым можно было бы исключить из него электросамокат. Но с момента появления электросамокатов на улицах позиция властей заключалась в том, что правовой статус электротранспорта не определён, а его регулированием только предстоит заняться.
29 сентября 2020 года МВД России ответило на обращение члена рабочей группы ОНФ по безопасности движения Григория Шухмана, определив статус электросамокатов мощностью более 250 ватт в качестве мопеда. Таким образом, пользователи таких самокатов обязаны иметь права категории М, использовать шлем и не могут передвигаться по тротуарам.
Ранее в Государственной автоматизированной системе «Правосудие» мы нашли противоречащие друг другу решения судов. В первом деле судья отказывается считать электросамокат мопедом.
Таким образом, по совокупности своих технических и эксплуатационных характеристик электросамокаты не могут быть отнесены ни к механическим транспортным средствам, ни к велосипедам, ни к мопедам.
В другом случае судья делает противоположный вывод:
Принимая во внимание вышеизложенные положения законодательства Российской Федерации в области дорожного движения, мировой судья обоснованно пришел к выводу, что ФИО, управлявший электросамокатом, технические характеристики которого соответствую виду транспортного средства «мопед», является водителем, то есть надлежащим субъектом административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ.
Развёрнутые обоснования и ссылки по этим делам вы найдёте в нашем большом материале о ПДД.
ПДД для самокатов в 2022 годуПоправки в ПДД: правила для СИМ