Министерство транспорта подготовило и опубликовало долгожданные поправки в Правила дорожного движения, главным нововведением которых стал новый термин – СИМ (средства индивидуальной мобильности). Мы разобрали весь документ и рассказываем не только о ключевых изменениях, но и о важных деталях.

После ознакомления с текстом проекта отметим, что поправки не выглядят исключительно как список запретов и ограничений, которыми ранее нас пугали СМИ и законотворцы разного калибра. В тексте предлагаются меры, направленные в том числе и на повышение ответственности владельцев самокатов (и не только), а также пешеходов и водителей. Ограничения появились, но сразу скажем, что затронули они по большей части владельцев электротранспорта.

Текущие правила

Напомним, что в актуальной редакции ПДД самокат приравнивается к пешеходу, а значит должен подчиняться главе 4 ПДД РФ «Обязанности пешеходов». Основное передвижение на самокате должно происходить по тротуарам, но в определённых случаях допускается выезд на велодорожку и край проезжей части.

До вступления новых поправок необходимо придерживаться текущих правил.

Связанные публикации

ПДД для самокатов в 2019 году

Проект поправок

Документ опубликован на федеральном портале проектов нормативных правовых актов и находится в стадии общественного обсуждения, так что вы можете поделиться своим мнением с авторами поправок и внести свои предложения.

Ссылки по теме

Страница проекта
Текст проекта
Схема-пояснение
Пояснительная записка

Что такое СИМ?

Начнём с определения средств индивидуальной мобильности.

«Средство индивидуальной мобильности» – устройство, предназначенное для передвижения человека посредством использования электродвигателя (электродвигателей) и (или) мускульной энергии человека (роликовые коньки, самокаты, электросамокаты, скейтборды, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколеса и иные аналогичные средства), за исключением велосипедов и инвалидных колясок.»

Таким образом, самокаты исключаются из категории «пешеход», в которую они были добавлены в 2014 году. В правилах теперь упоминаются самые популярные средства передвижения, а также остаётся общее определение «иные аналогичные средства», исключающее необходимость перечисления всего транспорта из этой многочисленной категории.

Фактически, СИМ не называется транспортным средством (по ПДД это «устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем»), но для таких средств передвижения теперь появляется список требований. Например, как и для транспортных средств, запрещается управление в состоянии опьянения.

Где можно будет ездить на СИМ?

К названию раздела №24 «Дополнительные требования к движению велосипедистов» добавляется «и лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности», а в содержании появляются возрастные категории и приоритет зон для передвижения на СИМ. Для наглядности авторы проекта сделали схему.

Схема-пояснение

Итак, взрослые самокатчики (и другие владельцы СИМ) в первую очередь должны использовать велодорожки, велосипедные полосы и велосипедные зоны – это одно из самых важных нововведений. При их отсутствии – тротуары и пешеходные дорожки. Допускается движение по обочинам, если все перечисленные выше зоны отсутствуют. Все эти годы на наших заездах мы рекомендовали не заезжать на велодорожки, хотя регулярно отмечали, что количество велосипедистов на них зачастую в разы меньше катающихся рядом самокатчиков, взять хотя бы наше ежегодное закрытие сезона. Если текущие поправки будут приняты – поменяются и наши рекомендации.

В жилой зоне кататься можно не только по тротуарам, но и по проезжей части. Важный момент – при выезде из жилой зоны владельцы СИМ, как и водители автомобилей, должны уступать дорогу другим участникам движения.

В случае создания помех для движения пешеходов, владелец СИМ должен спешиться. Кстати, мы всегда упоминаем об этом, если наш маршрут проходит через место большого скопления людей.

Сигнал светофора в виде силуэта велосипеда теперь относится и к владельцам СИМ.

Дополнение

В пояснительно записке к поправкам можно обнаружить пункт, который отсутствует в основном документе:

«Ввести запрет на использование велосипедов и средств индивидуальной мобильности для передвижения в пешеходных зонах (за исключением детей 
до 7 лет)»

К пешеходным зонам Москвы относятся не только Арбат, Никольская улица, Патриаршие пруды, Цветной и Тверской бульвары, но и почти все московские парки, включая Парк Горького, ВДНХ и Измайлово. В парках работают прокаты велосипедов и СИМ, да и сложно представить тот же Парк Горького без скейтов, роликов, велосипедов и самокатов, поэтому выглядит такой запрет более чем нелепо.

Максимальная скорость

Предлагается и скоростное ограничение в 20 км/ч «во всех случаях совмещенного движения с пешеходами, а также в жилых зонах, велосипедных зонах и на дворовых территориях».

Ограничение скорости – необходимая мера, но даже представители ГИБДД ранее высказывали сомнения в возможности контроля за его исполнением. Безусловно, причиной такой меры является распространение электротранспорта и появление на тротуарах действительно быстрых СИМ, позволяющих развивать и, что важно отметить, поддерживать высокую скорость.

Движение по проезжей части

А вот выезд на проезжую часть по-прежнему запрещён для всех СИМ без электромотора. Под запрет попали СИМ с гироскопической стабилизацией – гироскутеры и моноколёса.

Но и для остального электротранспорта есть условия: разрешается выезд на дороги, не являющиеся автомагистралями, на которых разрешено движение велосипедов и установлено ограничение скорости движения в 60км/ч. СИМ должно быть оборудовано тормозом, звуковым сигналом, световозвращателями белого цвета спереди, оранжевого или красного цвета с боковых сторон, красного цвета сзади, фарой (фонарём) белого цвета спереди, которая в тёмное время суток или в условиях недостаточной видимости должна быть включена. Движение по проезжей части должно осуществляться только в один ряд, запрещаются обгон или объезд с левой стороны транспортного средства (за исключением мопедов и велосипедов) или препятствия, находящегося на проезжей части.

Знаки

Знаки

На передвигающиеся по проезжей части СИМ распространяются знаки «Въезд запрещён», «Движение запрещено», «Движение на велосипедах запрещено», «Обгон запрещён», а также знак «Дорога с полосой для велосипедистов».

Планируется появление знака 3.35 «Движение лиц на средствах индивидуальной мобильности запрещено», а также информационных табличек 8.27 и 8.28 «Лица/Кроме лиц на средствах индивидуальной мобильности»».

К определению знака «Пешеходная дорожка» добавляется разрешение для передвижения на средствах индивидуальной мобильности.

Новое для пешеходов и автомобилистов

В правилах появится новый пункт для пешеходов, позволяющий говорить об ответственности при пересечении велодорожек. Он аналогичен уже имеющемуся, который обязывает пешехода убедиться в безопасности перехода проезжей части.

«При вступлении на велосипедную дорожку пешеход обязан убедиться в отсутствии опасности столкновения с движущимися велосипедистами и лицами, использующими для передвижения средства индивидуальной мобильности.»

Изменения коснулись и пунктов 8.3 и 13.1, по которым автовладельцы при выезде на дорогу с прилегающих территорий и повороте на перекрёстке теперь должны пропускать не только пешеходов, но и владельцев СИМ.

При выезде на дорогу с прилегающей территории водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, лицам, использующим для передвижения средства индивидуальной мобильности, и пешеходам, движущимся по ней, а при съезде с дороги – лицам, использующим для передвижения средства индивидуальной мобильности, пешеходам 
и велосипедистам, путь движения которых он пересекает.

Впечатления

Предлагаемые поправки выглядят как вполне закономерная реакция на растущую популярность средств индивидуальной мобильности (будем привыкать к этой формулировке) и выводят большинство из них из «серой» зоны ПДД. В наименьшей степени это относится к классическим самокатам и можно предположить, что владельцы электротранспорта, а также роллеры и скейтеры могут негативно отреагировать на эти предложения. Возможность использовать для катания велосипедную инфраструктуру (при всём её плачевном состоянии даже в Москве) – определённо положительный момент. Добавление СИМ в большое количество правил и появление информационных знаков – тоже. А вот странный абзац из пояснительной записки о запрете СИМ в пешеходных зонах явно требует пояснений.

Но остаются, как минимум, два вопроса.

Первый, пожалуй, самый обсуждаемый – отсутствие сегментирования электротранспорта. Вопрос, который мы часто слышим в СМИ – почему простой самокат или скейтборд по правилам приравнен, например, к мощному и габаритному электросамокату, по размерам сопоставимому с мопедом? В предложенных изменениях предложений по этому вопросу нет.

Scrooser

Второй вопрос – контроль за соблюдением правил. В поправках предлагается дополнить пункт 1.3 «Участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования…», добавив к нему «фиксация нарушения которых осуществляется также специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи». Вероятно, это говорит о том, что учёт всех нарушений будет применяться непосредственно в случае происшествия. Ведь не секрет, что большое количество актуальных правил для пешеходов и велосипедистов остаются только на бумаге, а реальный контроль за их соблюдением отсутствует.

Мы будем следить за ходом принятия поправок и общественным обсуждением, этот материал будет дополняться.

Если вы заметили ошибки или неточности в нашем материале, а также если у вас есть предложения – напишите нам!