20 апреля 2020 года Министерство транспорта опубликовало проект изменений в Правила дорожного движения, что стало следующим этапом после публикации поправок осенью 2019 года, главным нововведением которых стал новый термин – СИМ (средства индивидуальной мобильности). Мы разобрали новый документ и рассказываем не только о ключевых изменениях, но и о важных деталях.

В пояснительной записке авторы приводят обоснование необходимости внесения изменений.

С учетом того, что использование современных технических средств индивидуальной мобильности с электродвигателем или без двигателя является достаточно эффективным способом перемещения, требуется урегулировать безопасную интеграцию в пешеходное и велосипедное движения лиц, управляющих техническими средствами индивидуальной мобильности.

Сравнив текст с проектом поправок, отметим, что серьёзных изменений в предлагаемом проекте мы не нашли – появились лишь уточнения формулировок. В документе предлагаются меры, направленные в том числе и на повышение ответственности владельцев СИМ, пешеходов и водителей. Ограничения появились, но сразу скажем, что затронули они по большей части владельцев электротранспорта.

Видео

Текущие правила

Напомним, что в актуальной редакции ПДД самокат приравнивается к пешеходу, а значит должен подчиняться главе 4 ПДД РФ «Обязанности пешеходов». Основное передвижение на самокате должно происходить по тротуарам, но в определённых случаях допускается выезд на велодорожку и край проезжей части.

До вступления новых поправок необходимо придерживаться текущих правил.

Проект изменений ПДД

Документ опубликован на федеральном портале проектов нормативных правовых актов и до 4 июня находился в стадии общественного обсуждения. 29 июня был опубликован доработанный вариант документа, по которому сейчас готовится оценка регулирующего воздействия. Следующий этапа – рассмотрение поправок в Правительстве Российской Федерации.

Что такое СИМ?

Начнём с определения средств индивидуальной мобильности. В него добавили упоминание количества колёс.

«Средство индивидуальной мобильности» – устройство, имеющее одно или несколько колес (роликов), предназначенное для передвижения человека посредством использования электродвигателя (электродвигателей) и (или) мускульной энергии человека (роликовые коньки, самокаты, электросамокаты, скейтборды, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколеса и иные аналогичные средства), за исключением велосипедов и инвалидных колясок.»

Таким образом, самокаты исключаются из категории «пешеход», в которую они были добавлены в 2014 году. В правилах теперь упоминаются самые популярные средства передвижения, а также остаётся общее определение «иные аналогичные средства», исключающее необходимость перечисления всех средств передвижения из этой многочисленной категории.

Фактически, СИМ не называется транспортным средством (по ПДД это «устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем»). В подтверждение этому определение механических транспортных средств предлагается добавить фразу «Термин не распространяется на средства индивидуальной мобильности и велосипеды.»

Кстати, мопедами теперь предлагается считать только транспортные средства, оборудованные сиденьем. А ведь противники электросамокатов чаще всего предлагали приравнять их именно к мопедам (с последствиями в виде необходимости получения прав).

Где можно будет ездить на СИМ?

К названию раздела №24 «Дополнительные требования к движению велосипедистов» добавляется «и лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности», а в содержании появляются возрастные категории и приоритет зон для передвижения на СИМ. Для наглядности для предыдущей версии проекта авторы сделали схему.

Итак, самокатчики старше 14 лет (и другие владельцы СИМ) в первую очередь должны использовать велоcипедные и велопешеходные дорожки, проезжую часть велосипедных зон или велополосы. При их отсутствии – тротуары и пешеходные дорожки. Допускается движение в пешеходных зонах, по тротуарам и пешеходным дорожкам, если все перечисленные выше зоны отсутствуют или движение по ним невозможно.

Отметим странный момент: в пояснительной записке до сих пор остался абзац из предыдущей версии поправок, который явно противоречит предлагаемому проекту. На стадии общественного обсуждения мы задали вопрос разработчикам проекта, но так и не получили ответа.

«Предлагается ввести запрет на использование велосипедов и средств индивидуальной мобильности для передвижения в пешеходных зонах».

Все эти годы на наших заездах мы рекомендовали не заезжать на велодорожки, хотя регулярно отмечали, что количество велосипедистов на них зачастую в разы меньше катающихся рядом самокатчиков, взять хотя бы наше ежегодное закрытие сезона. Если текущие поправки будут приняты – поменяются и наши рекомендации.

Владельцам СИМ от 7 до 14 лет зона катания ограничена тротуарами, пешеходными, велосипедными и велопешеходными дорожками, 
а также пределами пешеходных зон.

В скорректированном проекте некоторые пункты необходимо поменять местами.

Схема-пояснение

Отдельно отметим, что дети до 7 лет, использующие для передвижения средства индивидуальной мобильности, остаются в категории «пешеход», но только если СИМ не оборудовано двигателем, а использованием СИМ с двигателем жёстко ограничивается:

«Детям до 7 лет запрещается использовать средства индивидуальной мобильности с двигателем во всех случаях за исключением использования в рекреационных зонах и только в сопровождении взрослых.»

«Во всех случаях совмещенного с пешеходами движения велосипедистов и лиц, использующих для передвижения средство индивидуальной мобильности, пешеходы имеют приоритет.».

В случае создания помех для движения пешеходов, владелец СИМ должен спешиться или снизить скорость до скорости, не превышающей скорость движения пешеходов. Кстати, мы всегда упоминаем об этом, если наш маршрут проходит через место большого скопления людей.

В жилой зоне кататься можно не только по тротуарам, но и по проезжей части. Важный момент – при выезде из жилой зоны владельцы СИМ, как и водители автомобилей, должны уступать дорогу другим участникам движения. Но здесь пешеходы не должны злоупотреблять своим преимуществом.

В жилой зоне пешеходы имеют преимущество, однако они не должны создавать на проезжей части необоснованные помехи для движения транспортных средств и лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности.».

Максимальная скорость

Предлагается и скоростное ограничение в 20 км/ч, причём в обновлённой редакции формулировка была упрощена.

24.6. Скорость движения велосипедистов и лиц, использующих для передвижения средство индивидуальной мобильности, во всех случаях совмещенного движения с пешеходами не должна превышать 20 км/ч.

Ограничение скорости – необходимая мера, но даже представители ГИБДД ранее высказывали сомнения в возможности контроля за его исполнением. Безусловно, причиной такой меры является распространение электротранспорта и появление на тротуарах действительно быстрых СИМ, позволяющих развивать и, что важно отметить, поддерживать высокую скорость.

Движение по проезжей части

А вот выезд на проезжую часть по-прежнему запрещён для всех СИМ без электромотора. Под запрет попали СИМ с гироскопической стабилизацией – гироскутеры и моноколёса.

Движение электрических СИМ по краю проезжей части или по обочине допускается только при полном отсутствии велосипедной или пешеходной инфраструктуры. Но и на этом условия не заканчиваются: допускается выезд на дороги, на которых разрешено движение велосипедов и установлено ограничение скорости движения в 60км/ч. СИМ должно быть оборудовано тормозом, звуковым сигналом, световозвращателями белого цвета спереди, оранжевого или красного цвета с боковых сторон, красного цвета сзади, фарой (фонарём) белого цвета спереди, которая в тёмное время суток или в условиях недостаточной видимости должна быть включена. Движение по проезжей части должно осуществляться только в один ряд, запрещаются обгон или объезд с левой стороны транспортного средства (за исключением мопедов и велосипедов) или препятствия, находящегося на проезжей части.

В случае, если владельцы других видов СИМ в силу обстоятельств оказываются на краю проезжей части, они должны вести своё средство передвижения рядом с собой, следуя по ходу движения транспортных средств. Пешеходы, наоборот, должны идти навстречу движению.

После стадии общественного обсуждения этот пункт был дополнен и теперь, если вы несёте СИМ, то также должны двигаться навстречу движению.

Упоминание запрета на движение по автомагистралям исчезло в последней редакции документа.

Также появился следующий абзац:

На лица, использующие средства индивидуальной мобильности для передвижения по проезжей части, а также велосипедным и велопешеходным дорожкам, возлагаются общие обязанности водителя транспортного средства. В остальных случаях такие лица должны следовать обязанностям пешеходов.

Стоянка и остановка

В последней редакции поправок появился довольно объёмный пункт, отдельно регламентирующий остановку и стоянку велосипедов и СИМ.

Остановка запрещается ближе 15 метров от мест остановки маршрутных транспортных средств или стоянки легковых такси, обозначенных разметкой 1.17, а при ее отсутствии — от указателя места остановки маршрутных транспортных средств или стоянки легковых такси (кроме остановки для посадки и высадки пассажиров, если это не создаст помех движению маршрутных транспортных средств или транспортных средств, используемых в качестве легкового такси) и за исключением остановки велосипеда или средства индивидуальной мобильности на тротуаре;

Также допускается очевидное – остановка велосипедов и СИМ на велосипедных, велопешеходных дорожках и велополосах.

Появляется новый пункт 12.9, говорящий о том, что при стоянке велосипедов и СИМ нельзя создавать помехи для пешеходов и других участников движения. Кстати, это актуально для наших коллективных заездов.

«12.9. При остановке и стоянке велосипедов и средств индивидуальной мобильности разрешается отступать от требований пунктов 12.1-12.3, 12.5-12.8.
Стоянка велосипедов и средств индивидуальной мобильности разрешена на специально обозначенных местах, а также на тротуаре, в пределах пешеходных зон, или обочине, если это не создаст помех движущимся по тротуару, в пределах пешеходных зон, или обочине участникам дорожного движения и не создаст препятствий для уборки улиц.
Остановка велосипедов и средств индивидуальной мобильности разрешена во всех местах, где разрешено движение или стоянка велосипедов и средств индивидуальной мобильности, при условии соблюдения требований пункта 12.4 Правил. При остановке водители велосипедов и средств индивидуальной мобильности должны обеспечить другим участникам дорожного движения возможность объезда себя».

В тёмное время суток

Появился пункт, по которому при катании в тёмное время суток наличие фонаря на СИМ становится обязательным. Если установить фонарь невозможно, то он должен быть закреплён на владельце СИМ.

«В темное время суток и в условиях недостаточной видимости независимо от освещения дороги у средств индивидуальной мобильности, используемых для передвижения, должны быть включены фары и (или) фонари (при их наличии), а при их отсутствии фонари должны быть включены у лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности.».

В тёмное время суток

В условиях недостаточной видимости владельцам СИМ рекомендуется иметь при себе светоотражающие элементы. Специальные наклейки Let’s Kick отлично подойдут!

Пешеходные переходы

Появился пункт о пересечении пешеходных переходов. Владельцам СИМ не нужно спешиваться при пересечении дороги по пешеходному переходу, достаточно просто снизить скорость.

Лицам, использующим для передвижения средства индивидуальной мобильности, разрешается пересекать дорогу по пешеходным переходам, снизив скорость до скорости, не превышающей скорость движения пешеходов.

Сигнал светофора в виде силуэта велосипеда теперь относится и к владельцам СИМ. Формулировка была изменена в новой версии документа.

«Если сигнал светофора выполнен в виде силуэта пешехода или велосипеда, то его действие распространяется только на пешеходов, велосипедистов и водителей мопедов в случае их движения по велосипедной полосе. При этом зеленый сигнал разрешает, а красный сигнал запрещает движение пешеходов, велосипедистов. С учетом пункта 24.2.1 лица, использующие для передвижения средства индивидуальной мобильности, могут руководствоваться светофорами обоих силуэтов в зависимости от выбранного пути движения.»

Знаки

Знаки

Из обновлений версии документа исчезло упоминание запрета проезда на СИМ под «кирпич», знак «Въезд запрещён».

Но знаки «Движение запрещено», «Движение на велосипедах запрещено», «Обгон запрещён», а также знак «Дорога с полосой для велосипедистов» распространяются и на СИМ.

Планируется появление знака 3.35 «Движение лиц на средствах индивидуальной мобильности запрещено», а также информационных табличек 8.27 и 8.28 «Лица/Кроме лиц на средствах индивидуальной мобильности»».

К определению знака «Пешеходная дорожка» добавляется разрешение для передвижения на средствах индивидуальной мобильности.

Дополнительные требования

В различных пунктах ПДД средства индивидуальной мобильности теперь упоминаются неоднократно. Например:

Запрещается использование для передвижения средства индивидуальной мобильности лицом, находящимся в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, 
в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения.».

К СИМ теперь относится и пункт 24.8, который вносит дополнительные ограничения.

24.8. Велосипедистам и лицам, использующим для передвижения средство индивидуальной мобильности, водителям мопедов запрещается:

  • управлять велосипедом, мопедом, средством индивидуальной мобильности (при наличии руля), не держась за руль хотя бы одной рукой;

    Этот пункт устраняет потенциальную коллизию для владельцев моноколёс, гироскутеров, роллеров и скейтеров.

    • перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению;
    • перевозить пассажиров, если это не предусмотрено конструкцией транспортного средства;
    • перевозить детей до 7 лет при отсутствии специально оборудованных для них мест;

    Последние два абзаца позволяют регулировать нарушение правил эксплуатации самокатов, ведь большинство производителей и сервисов проката электросамокатов запрещают катание двух человек одновременно. Для катания с детьми теперь, формально, требуется специальная подставка.

    • поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении (кроме случаев, когда из правой полосы разрешен поворот налево, и за исключением дорог, находящихся в велосипедных зонах);
    • двигаться по дороге без застегнутого мотошлема (для водителей мопедов);
    • пересекать дорогу по пешеходным переходам.

    А вот тут без несостыковок не обошлось. Последний абзац запрещается пересечение дороги по пешеходным переходам, хотя отдельный пункт правил регламентирует этот момент.

    Новое для пешеходов и автомобилистов

    В правилах появится новый пункт для пешеходов, позволяющий говорить об ответственности при пересечении велодорожек. Он аналогичен уже имеющемуся, который обязывает пешехода убедиться в безопасности перехода проезжей части.

    «Перед вступлением на велосипедную дорожку пешеход обязан убедиться в отсутствии опасности столкновения с участниками дорожного движения, движущимися по ней.»

    Вот только после корректировок этот абзац изменился и теперь содержит довольно странную формулировку.

    «При движении по велосипедной дорожке и ее пересечении пешеходы должны уступать дорогу велосипедистам и лицам, использующим для передвижения средство индивидуальной мобильности.»;

    Изменения коснулись и пунктов, по которым автовладельцы при выезде на дорогу с прилегающих территорий и повороте на перекрёстке теперь должны пропускать не только пешеходов, но и владельцев СИМ.

    При выезде на дорогу с прилегающей территории водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, лицам, использующим для передвижения средства индивидуальной мобильности, и пешеходам, движущимся по ней, а при съезде с дороги – пешеходам, велосипедистам 
и лицам, использующим для передвижения средства индивидуальной мобильности, путь движения которых он пересекает.».

    Впечатления

    Предлагаемый проект выглядят как вполне закономерная реакция на растущую популярность средств индивидуальной мобильности (будем привыкать к этой формулировке) и выводят большинство из них из «серой» зоны ПДД. В наименьшей степени это относится к классическим самокатам и можно предположить, что владельцы электротранспорта, а также роллеры и скейтеры могут негативно отреагировать на некоторые предложения. Возможность использовать для катания велосипедную инфраструктуру (при всём её плачевном состоянии даже в Москве) – определённо положительный момент. Добавление СИМ в большое количество правил и появление информационных знаков – тоже.

    Но остаются, как минимум, два вопроса.

    Первый, пожалуй, самый обсуждаемый вне самокатного сообщества – отсутствие сегментирования электротранспорта. Вопрос, который мы часто слышим в СМИ – почему простой самокат или скейтборд по правилам приравнен, например, к мощному и габаритному электросамокату, по размерам сопоставимому с мопедом? В предложенном проекте предложений по этому вопросу нет.

    Scrooser

    Второй вопрос – контроль за соблюдением правил. В поправках предлагается дополнить пункт 1.3 «Участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования…», добавив к нему «фиксация нарушения которых осуществляется также специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи». Вероятно, это говорит о том, что учёт всех нарушений будет применяться непосредственно в случае происшествия. Ведь не секрет, что большое количество актуальных правил для пешеходов и велосипедистов остаются только на бумаге, а реальный контроль за их соблюдением отсутствует.

    Мы будем следить за ходом принятия поправок и общественным обсуждением, этот материал будет дополняться.

    Брошюра от Минтранса

    В дополнение к тексту Минтранс выпустил брошюру, состоящую из трёх картинок. Заметна попытка уместить максимум информации в минимальное количество страниц, но, к сожалению, результат получился малоинформативным: довольно неразумно, например, писать о разрешении выезжать на проезжую часть для СИМ, скрывая за фразой «при определённых условиях» внушительный список этих условий. В этом случае отдельный слайд не стал бы лишним, ведь кто-то может руководствоваться исключительно картинкой (не делайте так).

    Брошюра от Минтранса
    Брошюра от Минтранса

    А вот на третьем слайде в описании обнаружился пункт, который отсутствует в проекте – максимальный вес СИМ в 30кг., при превышении которого запрещается передвижение по тротуарам и велопешеходным дорожкам с совмещённым движением. Если эта инициатива окажется в новой редакции ПДД, то тяжёлым электросамокатам и сигвеям останется доступной только велосипедная инфраструктура, край проезжей части или обочина (при соблюдении всех условий) и парки.

    Брошюра от Минтранса

    Круглый стол в Общественной палате

    17 августа в Общественной палате РФ прошёл круглый стол «Средства индивидуальной мобильности. Изменения в Правила дорожного движения». Целью было заявлено общественное обсуждение изменений, но формат мероприятия оказался иным – участникам была предоставлена возможность озвучить доклады длительностью до 7 минут, а позже дополнить их минутными выступлениями.

    Среди присутствующих не оказалось заявленных чиновников Министерства транспорта и Министерства внутренних дел, отсутствовал единственный представитель сервиса проката «Whoosh», а из сообществ владельцев персонального транспорта в списке было только Let’s Kick – от велосообществ, роллер-клубов и сообществ владельцев электротранспорта на мероприятии никого не было. Зато присутствовали многочисленные представители сообщества автомобилистов, два руководителя отделений «Союза пешеходов» и представительницы газеты о безопасности дорожного движения. Стоит ли говорить, что доклады демонстрировали примерно одну точку зрения, а некоторыми присутствующими не было сказано ни единого слова.

    Александр Холодов

    Александр Холодов, инициатор мероприятия и представитель Общественной палаты, заявил, что предложенные поправки слишком сложны для понимания, а положение СИМ между пешеходами и велосипедистами может вызывать двойственное толкование правил.

    «Как измерять скорость передвижения на СИМ? Почему передвижение на моноколесе, которое может развивать огромную скорость и представлять серьезную опасность для пешеходов, запрещается на дорогах, но разрешается на тротуаре? Как выписывать штрафы участникам дорожного движения за передвижение в нетрезвом состоянии?»

    Также Холодов упомянул в качестве СИМ детские кроссовки со встроенными колёсами и задался вопросом каким образом вписать в правила такие средства передвижения.

    Круглый стол в Общественной палате

    Представители Союза пешеходов разошлись во мнениях. Если лидер движения заявил о необходимости отклонить проект и передать разработку поправок в МВД, то Алексей Цивилёв, руководитель Санкт-Петербургского отделения, который одновременно является депутатом законодательного собрание города, высказал поддержку проекту поправок.

    «Я полностью поддерживаю (с оговорками, которые я скажу) данные нововведения. Я понимаю, что они сырые, но они необходимы, потому что мы отстаём минимум на три года с точки зрения развития наших городов.»

    Алексей Цивилёв

    Отметим, что в финальную публикацию на сайте Общественной палаты это мнение не вошло. Зато в тексте говорится, что Цивилёв настаивает на том, что российские дороги не готовы к тому, чтобы по ним передвигались на средствах индивидуальной мобильности, хотя речь шла о необходимости убрать допустимое превышение в 20 км/ч для автомобилей (в трансляции этот момент находится на 44 минуте), а запрет упоминался для дорог со скоростью движения свыше 60 км/ч, как и предлагается в поправках.

    Общественная палата. СИМ

    Вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин предложил «не изобретать велосипед» и просто ввести права категории М для всех видов электротранспорта с двигателями мощностью более 250 ватт.

    Как представитель сообщества Let’s Kick, Саша Нилов рассказал о необходимости информирования о правилах безопасного катания с помощью ГИБДД и СМИ (что было поддержано следующими спикерами), об отсутствии в поправках сегментирования электротранспорта, а также о том, что идея введения прав на все СИМ с электромотором негативным образом повлияет на службы доставки продуктов, системы проката, туристическую привлекательность городов и использование СИМ в качестве «транспорта последней мили».

    Прозвучал и доклад представителя отечественной компании-производителя и продавца электроники, фактически зачитавшего коммерческое предложение видеорегистратора для самокатов.

    Руководитель юридического отдела «Общества защиты прав автомобилистов» Равиль Ахметжанов поддержал предыдущего спикера и даже предложил принудительно устанавливать видеорегистраторы на все транспортные средства в стране. Также он предложил максимально упростить определение СИМ.

    «Формулировка, которая касается средств индивидуальной мобильности, должна быть настолько универсальной, чтобы под её действие подпадало, например, такое понятие как «ходули». Потому что неизвестно, что будет изобретено завтра.»

    Общественная палата. СИМ

    По результатам прошедшего мероприятия, аналитическим отделом Общественной палаты будет подготовлен итоговый документ, который вместе со стенограммой будет отправлен разработчикам проекта поправок в Министерство транспорта. В финальном слове Александр Холодов высказался о перспективах этого документа.

    Насколько учтут… Заставить мы их, конечно, не можем. Надеюсь, что к нашему мнению прислушаются.

    Назвать такой формат общественным обсуждением и говорить о какой-либо продуктивности нельзя. Единственная здравая позиция, которая упоминалась несколько раз – увеличение возраста для выезда на проезжую часть с 14 до 16 лет.

    Обсуждение инициатив, подобных подготовленным поправкам, не должно происходить в формате площадки для пиара отдельных ведомств, организаций или персон. Требуется обсуждение с привлечением реальных экспертных сообществ и всех заинтересованных сторон. Ведь современному горожанину свойственна смена ролей – вы можете быть попеременно пешеходом, автомобилистом, самокатчиком или велосипедистом. И при обсуждении важно смотреть на обсуждаемую проблему с разных сторон, а крайние позиции приводят к тупиковым инициативам.