20 апреля 2020 года Министерство транспорта опубликовало проект изменений в Правила дорожного движения, что стало следующим этапом после публикации поправок осенью 2019 года, главным нововведением которых стал новый термин – СИМ (средства индивидуальной мобильности). Мы разобрали новый документ и рассказываем не только о ключевых изменениях, но и о важных деталях.

В пояснительной записке авторы приводят обоснование необходимости внесения изменений.

С учетом того, что использование современных технических средств индивидуальной мобильности с электродвигателем или без двигателя является достаточно эффективным способом перемещения, требуется урегулировать безопасную интеграцию в пешеходное и велосипедное движения лиц, управляющих техническими средствами индивидуальной мобильности.

Сравнив текст с проектом поправок, отметим, что серьёзных изменений в предлагаемом проекте мы не нашли – появились лишь уточнения формулировок. В документе предлагаются меры, направленные в том числе и на повышение ответственности владельцев СИМ, пешеходов и водителей. Ограничения появились, но сразу скажем, что затронули они по большей части владельцев электротранспорта.

Текущие правила

Напомним, что в актуальной редакции ПДД самокат приравнивается к пешеходу, а значит должен подчиняться главе 4 ПДД РФ «Обязанности пешеходов». Основное передвижение на самокате должно происходить по тротуарам, но в определённых случаях допускается выезд на велодорожку и край проезжей части.

До вступления новых поправок необходимо придерживаться текущих правил.

Проект изменений ПДД

Документ опубликован на федеральном портале проектов нормативных правовых актов и находится в стадии общественного обсуждения, так что вы можете поделиться своим мнением с авторами поправок и внести свои предложения. Дата окончания публичного обсуждения – 4 июня.

Что такое СИМ?

Начнём с определения средств индивидуальной мобильности. В него добавили упоминание количества колёс.

«Средство индивидуальной мобильности» – устройство, имеющее одно или несколько колес (роликов), предназначенное для передвижения человека посредством использования электродвигателя (электродвигателей) и (или) мускульной энергии человека (роликовые коньки, самокаты, электросамокаты, скейтборды, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколеса и иные аналогичные средства), за исключением велосипедов и инвалидных колясок.»

Таким образом, самокаты исключаются из категории «пешеход», в которую они были добавлены в 2014 году. В правилах теперь упоминаются самые популярные средства передвижения, а также остаётся общее определение «иные аналогичные средства», исключающее необходимость перечисления всех средств передвижения из этой многочисленной категории.

Фактически, СИМ не называется транспортным средством (по ПДД это «устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем»). В подтверждение этому определение механических транспортных средств предлагается добавить фразу «Термин не распространяется на средства индивидуальной мобильности и велосипеды.»

Кстати, мопедами теперь предлагается считать только транспортные средства, оборудованные сиденьем. А ведь противники электросамокатов чаще всего предлагали приравнять их именно к мопедам (с последствиями в виде необходимости получения прав).

В различных пунктах ПДД средства индивидуальной мобильности теперь упоминаются неоднократно. Например:

Запрещается использование для передвижения средства индивидуальной мобильности лицом, находящимся в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, 
в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения.».

Отдельно отметим, что дети до 7 лет, использующие для передвижения средства индивидуальной мобильности, остаются в категории «пешеход».

Где можно будет ездить на СИМ?

К названию раздела №24 «Дополнительные требования к движению велосипедистов» добавляется «и лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности», а в содержании появляются возрастные категории и приоритет зон для передвижения на СИМ. Для наглядности для предыдущей версии проекта авторы сделали схему.

Итак, самокатчики старше 14 лет (и другие владельцы СИМ) в первую очередь должны использовать велоcипедные и велопешеходные дорожки, проезжую часть велосипедных зон или велополосы. При их отсутствии – тротуары и пешеходные дорожки. Допускается движение в пешеходных зонах, по тротуарам и пешеходным дорожкам, если все перечисленные выше зоны отсутствуют или движение по ним невозможно.

Отметим странный момент: в пояснительной записке до сих пор остался абзац из предыдущей версии поправок, который явно противоречит предлагаемому проекту.

«Предлагается ввести запрет на использование велосипедов и средств индивидуальной мобильности для передвижения в пешеходных зонах».

Все эти годы на наших заездах мы рекомендовали не заезжать на велодорожки, хотя регулярно отмечали, что количество велосипедистов на них зачастую в разы меньше катающихся рядом самокатчиков, взять хотя бы наше ежегодное закрытие сезона. Если текущие поправки будут приняты – поменяются и наши рекомендации.

Владельцам СИМ от 7 до 14 лет зона катания ограничена тротуарами, пешеходными, велосипедными и велопешеходными дорожками, 
а также пределами пешеходных зон.

В скорректированном проекте некоторые пункты необходимо поменять местами.

Схема-пояснение

«Во всех случаях совмещенного с пешеходами движения велосипедистов и лиц, использующих для передвижения средство индивидуальной мобильности, пешеходы имеют приоритет.».

В случае создания помех для движения пешеходов, владелец СИМ должен спешиться или снизить скорость до скорости, не превышающей скорость движения пешеходов. Кстати, мы всегда упоминаем об этом, если наш маршрут проходит через место большого скопления людей.

В жилой зоне кататься можно не только по тротуарам, но и по проезжей части. Важный момент – при выезде из жилой зоны владельцы СИМ, как и водители автомобилей, должны уступать дорогу другим участникам движения. Но здесь пешеходы не должны злоупотреблять своим преимуществом.

В жилой зоне пешеходы имеют преимущество, однако они не должны создавать на проезжей части необоснованные помехи для движения транспортных средств и лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности.».

Максимальная скорость

Предлагается и скоростное ограничение в 20 км/ч «во всех случаях совмещенного движения с пешеходами, а также в жилых зонах, велосипедных зонах и на дворовых территориях».

Ограничение скорости – необходимая мера, но даже представители ГИБДД ранее высказывали сомнения в возможности контроля за его исполнением. Безусловно, причиной такой меры является распространение электротранспорта и появление на тротуарах действительно быстрых СИМ, позволяющих развивать и, что важно отметить, поддерживать высокую скорость.

Движение по проезжей части

А вот выезд на проезжую часть по-прежнему запрещён для всех СИМ без электромотора. Под запрет попали СИМ с гироскопической стабилизацией – гироскутеры и моноколёса.

Движение электрических СИМ по краю проезжей части или по обочине допускается только при полном отсутствии велосипедной или пешеходной инфраструктуры. Но и на этом условия не заканчиваются: разрешается выезд на дороги, не являющиеся автомагистралями, на которых разрешено движение велосипедов и установлено ограничение скорости движения в 60км/ч. СИМ должно быть оборудовано тормозом, звуковым сигналом, световозвращателями белого цвета спереди, оранжевого или красного цвета с боковых сторон, красного цвета сзади, фарой (фонарём) белого цвета спереди, которая в тёмное время суток или в условиях недостаточной видимости должна быть включена. Движение по проезжей части должно осуществляться только в один ряд, запрещаются обгон или объезд с левой стороны транспортного средства (за исключением мопедов и велосипедов) или препятствия, находящегося на проезжей части.

В случае, если владельцы других видов СИМ в силу обстоятельств оказываются на краю проезжей части, они должны вести своё средство передвижения рядом с собой, следуя по ходу движения транспортных средств. Пешеходы, наоборот, должны идти навстречу движению.

Движение по автомагистралям запрещается для всех СИМ.

Магистрали

В тёмное время суток

Появился пункт, по которому при катании в тёмное время суток наличие фонаря на СИМ становится обязательным. Если установить фонарь невозможно, то он должен быть закреплён на владельце СИМ.

«В темное время суток и в условиях недостаточной видимости независимо от освещения дороги у средств индивидуальной мобильности, используемых для передвижения, должны быть включены фары и (или) фонари (при их наличии), а при их отсутствии фонари должны быть включены у лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности.».

В тёмное время суток

В условиях недостаточной видимости владельцам СИМ рекомендуется иметь при себе светоотражающие элементы. Специальные наклейки Let’s Kick отлично подойдут!

Пешеходные переходы

Появился пункт о пересечении пешеходных переходов. Владельцам СИМ не нужно спешиваться при пересечении дороги по пешеходному переходу, достаточно просто снизить скорость.

Лицам, использующим для передвижения средства индивидуальной мобильности, разрешается пересекать дорогу по пешеходным переходам, снизив скорость до скорости, не превышающей скорость движения пешеходов.

Знаки

Знаки

На передвигающиеся по проезжей части СИМ распространяются знаки «Въезд запрещён», «Движение запрещено», «Движение на велосипедах запрещено», «Обгон запрещён», а также знак «Дорога с полосой для велосипедистов».

Планируется появление знака 3.35 «Движение лиц на средствах индивидуальной мобильности запрещено», а также информационных табличек 8.27 и 8.28 «Лица/Кроме лиц на средствах индивидуальной мобильности»».

К определению знака «Пешеходная дорожка» добавляется разрешение для передвижения на средствах индивидуальной мобильности.

Новое для пешеходов и автомобилистов

В правилах появится новый пункт для пешеходов, позволяющий говорить об ответственности при пересечении велодорожек. Он аналогичен уже имеющемуся, который обязывает пешехода убедиться в безопасности перехода проезжей части.

«Перед вступлением на велосипедную дорожку пешеход обязан убедиться в отсутствии опасности столкновения с участниками дорожного движения, движущимися по ней.»

Изменения коснулись и пунктов, по которым автовладельцы при выезде на дорогу с прилегающих территорий и повороте на перекрёстке теперь должны пропускать не только пешеходов, но и владельцев СИМ.

При выезде на дорогу с прилегающей территории водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, лицам, использующим для передвижения средства индивидуальной мобильности, и пешеходам, движущимся по ней, а при съезде с дороги – лицам, использующим для передвижения средства индивидуальной мобильности, пешеходам 
и велосипедистам, путь движения которых он пересекает.

Сигнал светофора в виде силуэта велосипеда теперь относится и к владельцам СИМ. Но вот формулировка кажется довольно запутанной и неоднозначной.

«Если сигнал светофора выполнен в виде силуэта пешехода или велосипеда, то его действие распространяется только на пешеходов и лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности, или велосипедистов. При этом зеленый сигнал разрешает, 
а красный сигнал запрещает движение пешеходов, велосипедистов, лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности.»

Впечатления

Предлагаемый проект выглядят как вполне закономерная реакция на растущую популярность средств индивидуальной мобильности (будем привыкать к этой формулировке) и выводят большинство из них из «серой» зоны ПДД. В наименьшей степени это относится к классическим самокатам и можно предположить, что владельцы электротранспорта, а также роллеры и скейтеры могут негативно отреагировать на некоторые предложения. Возможность использовать для катания велосипедную инфраструктуру (при всём её плачевном состоянии даже в Москве) – определённо положительный момент. Добавление СИМ в большое количество правил и появление информационных знаков – тоже.

Но остаются, как минимум, два вопроса.

Первый, пожалуй, самый обсуждаемый вне самокатного сообщества – отсутствие сегментирования электротранспорта. Вопрос, который мы часто слышим в СМИ – почему простой самокат или скейтборд по правилам приравнен, например, к мощному и габаритному электросамокату, по размерам сопоставимому с мопедом? В предложенном проекте предложений по этому вопросу нет.

Scrooser

Второй вопрос – контроль за соблюдением правил. В поправках предлагается дополнить пункт 1.3 «Участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования…», добавив к нему «фиксация нарушения которых осуществляется также специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи». Вероятно, это говорит о том, что учёт всех нарушений будет применяться непосредственно в случае происшествия. Ведь не секрет, что большое количество актуальных правил для пешеходов и велосипедистов остаются только на бумаге, а реальный контроль за их соблюдением отсутствует.

Мы будем следить за ходом принятия поправок и общественным обсуждением, этот материал будет дополняться.

Брошюра от Минтранса

В дополнение к тексту Минтранс выпустил брошюру, состоящую из трёх картинок. Заметна попытка уместить максимум информации в минимальное количество страниц, но, к сожалению, результат получился малоинформативным: довольно неразумно, например, писать о разрешении выезжать на дороги общего пользования для СИМ, скрывая за фразой «при определённых условиях» внушительный список этих условий. В этом случае отдельный слайд не стал бы лишним, ведь кто-то может руководствоваться исключительно картинкой (не делайте так).

Брошюра от Минтранса
Брошюра от Минтранса

А вот на третьем слайде в описании обнаружился пункт, который отсутствует в проекте – максимальный вес СИМ в 30кг., при превышении которого запрещается передвижение по тротуарам и велопешеходным дорожкам с совмещённым движением. Если эта инициатива окажется в новой редакции ПДД, то тяжёлым электросамокатам и сигвеям останется доступной только велосипедная инфраструктура, край проезжей части или обочина (при соблюдении всех условий) и парки.

Брошюра от Минтранса