Коммерсантъ: «Самокаты докатились до суда»

В Коммерсанте вышел очередной материал про электросамокаты под громким заголовком «Самокаты докатились до суда». Но самое интересное в нём – это позиция кикшеринга Whoosh, пользователь которого получил штраф в 30 тыс. руб. и лишение водительских прав на полтора года. Приводим цитату из материала.

Пресс-секретарь Whoosh Юлия Камойлик подтвердила, что самокаты компании относятся к велосипедам: скорость движения принудительно ограничена 25 км/ч, при этом «номинальная максимальная мощность» самоката в режиме длительной нагрузки не превышает 180 Вт. Это следует из имеющегося в распоряжении Whoosh заключения МАДИ.

Наклейка на платформе самоката, поясняет госпожа Камойлик, это «максимально возможная мощность», а не номинальная (как в ПДД): «Самокатов, которые мчат со скоростью 40–50–60 км/ч, среди шеринговых быть не должно».

На сайте сервиса можно найти таблицу, из которой становится понятно, что речь в комментарии идёт о модели S, а номинальная мощность в режиме длительной нагрузки у моделей M и L – 220 и 250 ватт.

Модели Whoosh

Напомним, что ещё в 2012 году мы получили ответ МВД, в котором было сказано, что самокаты (тогда речь шла об обычных самокатах, но в контексте написанного разницы с электрическими нет) нельзя приравнивать к велосипедам.

В настоящее время в Правилах дорожного движения Российской Федерации (далее ПДД РФ) отсутствует определение самоката как транспортного средства. Также отсутствуют и требования, предъявляемые к нему при движении и использовании. В тоже время, изучением данного вопроса установлено, что самокат не допустимо приравнивать к велосипеду.

Любопытно, что в коммуникации Whoosh наблюдается явная несогласованность. Так в приложении указано, что передвигаться следует только по велодорожкам, не выезжая на проезжую часть и тротуары (но ведь велосипедам разрешено движение по проезжей части). На сайте уже менее жёсткие требования: «Держись велодорожек, будь максимально аккуратен на тротуарах.». Ну а в Instagram кикшеринга фотографий с велодорожками почти нет, большинство пользователей предпочитают тротуары.

Whoosh

Почему так происходит? Очевидно, что сервисы проката сейчас оказались в сложной ситуации: с одной стороны – есть правила дорожного движения, допускающие двойное толкование некоторых пунктов, с другой — города без комфортной и безопасной инфраструктуры, с третьей – пользователи, «распробовавшие» удобство электросамокатов, но нередко игнорирующие даже правила самих сервисов проката, не говоря уже о ПДД. К этому добавляется постоянное внимание СМИ к происшествиям с самокатами (здесь в очередной раз хочется напомнить, что федеральные СМИ игнорируют более масштабную проблему, когда дети на самокатах попадают под колёса автомобилей на пешеходных переходах и во дворах), а также обсуждение изменений в ПДД.

В сложившихся обстоятельствах хочется видеть более чёткую позицию сервисов проката, заключающуюся в понятном и прозрачном информировании своих пользователей (вопрос «Что такое электросамокат по ПДД?» – последний на странице FAQ Whoosh), своевременной реакции на возникающие происшествия и поддержке своих пользователей.

«Самокаты докатились до суда» Whoosh ПДД для самокатов в 2020 году