Самокат в метро

Материал Базы знаний

Разобрались в правилах провоза самокатов, футбайков и электросамокатов в метро.

Возможность провоза в метро – одно из главных преимуществ городского самоката. Горожане используют самокат, чтобы быстрее добраться от дома до станции метро или от метро до работы. Таким образом, самокат позволяет решить проблему «первой и последней мили».

Спускаясь с самокатом в метро, стоит руководствоваться существующими правилами метрополитена, а также не забывать о культурном и ответственном поведении.

Правила пользования Московским метрополитеном

Провоз самоката

Открыть на Google Картах

Запрета на провоз самокатов в метро нет – это следует из раздела 2.10, содержащего список запрещённых к провозу предметов:

2.10. Запрещается провозить в метрополитене (находиться с ним в вестибюле станций):
2.10.4. Велосипеды (за исключением складных) и иные транспортные средства, кроме детских и инвалидных колясок.

Обычный самокат без двигателя не является средством индивидуальной мобильности (СИМ) и не относится к категории транспортных средств.

Но и к его перевозке стоит отнестись ответственно. Если вы перевозите самокат сразу после катания, то можете испачкать других пассажиров, а это уже нарушение правил.

2.11. На территории метрополитена запрещается:
2.11.16. Находиться в пачкающей, зловонной одежде, с багажом, предметами, продуктами (в том числе напитками и мороженым в открытой таре), которые могут испачкать пассажиров, вагоны, сооружения и устройства станции.

Мы рекомендуем использовать для перевозки самоката в метро чехол – это гарантирует отсутствие проблем со входом и возникновение конфликтных ситуаций. Некоторые самокатчики используют обычные бахилы, надевая их на колёса, или схожие по размеру чехлы для колёс.

Использовать самокат для перевозки грузов на территории метро не допускается.

2.2. […] Запрещается использование для транспортировки багажа колесных средств (за исключением чемоданов, хозяйственных сумок-тележек, размеры которых вместе с кладью не превышают по сумме измерений длины, ширины и высоты 150 см)

Нужно ли складывать самокат?

Открыть на Google Картах

В разложенном виде линейные размеры самоката могут превышать норму провоза багажа в 150 сантиметров по сумме измерений длины, ширины и высоты. Поэтому, требование сложить самокат со стороны сотрудника метрополитена вполне законно. Вы можете узнать линейные размеры вашего или похожего самоката в нашем каталоге моделей, сумма измерений складывается из параметров B3+F1+F2.

2.2. […] Багаж, сумма измерений которого по длине, ширине и высоте находится в пределах от 121 см до 150 см, длинномерные предметы, длина которых от 151 см до 220 см, оплачиваются отдельно за каждое место.

Интересно, что багаж от 121 до 150 сантиметров должен быть оплачен, но на практике это требование никогда не выполняется. Например, размеры знаменитой синей сумки IKEA как раз превышают 121 сантиметр, а чемоданы для путешествий ещё больше! Иногда кажется, что нормы провоза существуют только на бумаге, да и исполнение других правил метрополитена контролируется плохо.

Складывая самокат, вы также уменьшаете риск произвола со стороны сотрудников полиции, ведь если вы катите самокат рядом, то вас могут обвинить и в том, что вы на нём катаетесь. Ну а чтобы доказать обратное придётся потратить время и нервы.

Нужно ли складывать самокат?

Вопрос с самокатами без системы складывания остаётся открытым: безусловно, они удобнее для транспортировки и доставляют меньше проблем другим пассажирам, чем, например, длинномерные предметы длиной до 220 сантиметров, которые к провозу разрешены. Движение Let’s Kick дважды направляло запрос в Московский метрополитен с просьбой прояснить ситуацию с провозом самокатов, но официального ответа мы так и не получили.

Каталог самокатов

Запрет катания

Открыть на Google Картах

Правила московского метрополитена c 2014 года запрещают катание на самокате в подземке. Аналогичный запрет действует и на территории МЦК. Обратите внимание, что запрет распространяется и на подуличные переходы, ведущие к станциям!

2.11. На территории метрополитена запрещается:
2.11.5. Передвигаться по территории станций и по подуличным переходам метрополитена на мотоциклах, велосипедах, самокатах, роликовых коньках и иных транспортных и спортивных средствах, кроме инвалидных колясок.

Контроль за соблюдением правил должны осуществлять сотрудники полиции, а штраф за нарушение составляет 100 рублей и определён в cтатье 10.9 «Нарушение правил пользования метрополитеном и ММТС» Кодекса города Москвы об административных правонарушениях.

Наклейка в метро

В 2017 году в вагонах метро появились стикеры, информирующие пассажиров об этом правиле. Однако, как нам кажется, иллюстрация не отражает сути запрета – на ней молодой человек с самокатом не движется, а стоит в ожидании поезда, поставив ногу на самокат. Также напомним, что регулярными нарушителями запрета являются родители, позволяющие детям кататься по платформе или самостоятельно катящие самокат со стоящим на нём ребёнке – эта аудитория вряд ли сопоставит себя с образом самокатчика на картинке.

В случае возникновения конфликтных ситуаций с сотрудниками метрополитена мы рекомендуем обращаться в Контакт-центр «Московский транспорт» по телефону +7 (495) 539-54-54 или 3210 (Билайн, МТС, Мегафон, Tele2).

Позиция Let’s Kick

Движение Let’s Kick поддерживает запрет на катание на самокате в метрополитене и штрафные санкции за его нарушение. Предупреждение или незначительный штраф – это малоэффективная мера, если речь идёт о безопасности.

Передвижение на самокате в метро не только может доставить неудобства другим пассажирам, но и потенциально опасно для самого катающегося. Особенно это относится к родителям, позволяющим детям кататься по платформе, считая, что самокат – это игрушка и ничего страшного произойти не может.

Нужно понимать, что пассажир метро не предполагает, что кто-то будет передвигаться со скоростью в 2-3 раза выше обычной, отсюда формируется поведение человека и его характер передвижения. По сути, спускаясь в метро, мы принимаем общественный договор. Например, мы обращаем внимание, если кто-то быстро бежит по платформе. Так и с самокатом – катаясь, вы становитесь непредсказуемым участником движения.

Московский метрополитен: правила пользования

Провоз футбайка

Открыть на Google Картах

Габариты футбайков гораздо больше установленных норм провоза багажа, поэтому их провоз нарушает правила. А вот в МЦК провозить их можно, как и велосипеды.

Сравнение размеров

На практике сотрудники метро обычно без проблем пропускают самокатчиков с компактными футбайками (с колёсами до 20 дюймов), но ситуация может меняться в зависимости от негласных распоряжений руководства подземки.

Легально провезти футбайк в метро можно. Для этого потребуется потратить несколько минут: снять колёса и воспользоваться чехлом. Так можно перевозить даже полноразмерный футбайк с большими колёсами.

Провоз электросамокатов

Открыть на Google Картах

С 1 марта 2023 года электросамокаты выделены в отдельную категорию транспортных средств – СИМ (средства индивидуальной мобильности), поэтому их провоз в метро запрещён.

2.10. Запрещается провозить в метрополитене (находиться с ним в вестибюле станций):
2.10.4. Велосипеды (за исключением складных) и иные транспортные средства, кроме детских и инвалидных колясок.

Другие города

Открыть на Google Картах

Правила метро других городов России также запрещают катание на самокатах. Нормы провоза багажа также примерно одинаковы, но в некоторых городах они больше, чем в Москве. Например, в Санкт-Петербурге – до 200 сантиметров по сумме измерений, но багаж превышающий 121 сантиметр должен быть оплачен, «упакован, увязан, закреплен так, чтобы исключать возможность травмирования пассажиров».

Кстати, в метро Казани запрещено бегать и прыгать.

Правила метро Санкт-Петербурга Правила метро Нижнего Новгорода Правила метро Новосибирска Правила метро Самары Правила метро Екатеринбурга

Регулярно в СМИ появляются слухи о возможном запрете провоза самокатов в метро. Основаны они, обычно, на неверной интерпретации заявлений чиновников или непрофессионализма журналистов, которые не разделяют катание на самокате и его транспортировку.

Если допустить возможность введения запрета на провоз самоката, то наиболее вероятен сценарий обязательного использования чехла (такая норма уже существует для садового инвентаря и коньков), так как убранный в чехол самокат полностью соответствует правилам провоза багажа, а чтобы узнать содержимое необходим персональный досмотр.

Существующие правила метрополитена запрещают катание на самокате, но разрешают его транспортировку в сложенном состоянии – этого вполне достаточно для комфортного передвижения по городу.

Поддержите Let's Kick!

Пожертвование также можно сделать с помощью сервиса YooMoney. Полученные средства мы используем для поддержания работы сайта и развития сообщества. В качестве благодарности мы подарим вам Самокарту, если у вас её ещё нет. Просто оставьте ваше e-mail в комментарии к переводу и получите карту на заезде Let’s Kick.

Группа сообщества
Вконтакте

@letskickmoscow

Канал и чат
в Telegram

@letskick

Видеоканал
на Youtube

@letskick